Материаллы юбилейных церковно-общественных конференций Симферопольской и Крымской Епархии УПЦ 1998-2000 гг. ОБНОВЛЕНИЕ ИКОН -ВЗГЛЯД ПРАВОСЛАВНОГО ХУДОЖНИКА Когонашвили Г. К., председатель фонда "Искусство во имя Христа" По бесконечному милосердию Божиему и по человеколюбию нашего правящего архиерея Владыки Лазаря я удостоился быть членом епархиальной комиссии по освидетельствованию обновившихся икон и появления на стекле образа Спасителя. Нет смысла говорить подробно об истории каждого образа, о тех чудесных явлениях, которыми они сопровождались: об этом писала епархиальная газета, рассказывали батюшки, непосредственно имевшие в своих храмах эти дивные иконы. Мне хочется сказать о другом. О, если можно так выразиться, профессиональном взгляде художника (почему, собственно, я и был приглашен участвовать в комиссии), отстраненном и беспристрастном. Существует такое понятие, как уникум, уникальность. Само это слово в переводе с латинского означает единственность в своем роде, исключительность, неповторимость. Однако, под уникальностью мы подразумеваем все же, пусть и миллиардную долю возможности, но теоретически возможного, объясняемого, пусть и не всегда совершенно и полно, законами, действующими во Вселенной. Чудо же необъяснимо. Оно не может вложиться в понятие нашей человеческой логики. Оно всегда выше и потому совершеннее всяких законов. Это непосредственное присутствие, прикосновение, явление Божией благодати, Господней всесовершенной творческой силы. Поэтому когда мы рассматривали иконы Божией Матери "Скорбящую" из Кировского благочиния и святителя Николая-Чудотворца из качинского храма, там мы видели именно конкретное действие благодати Божией. Как профессионал, я могу свидетельствовать, что никакое подчищение, никакое обновление человеческое, никакими самыми современными красками, не может дать того даже чисто художественного эффекта, который мы воочию лицезрели, не говоря уже о той благодати, которая исходит от этих святых образов. КИРОВСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ Есть и еще одна икона, о которой мне тоже хочется сказать. Это образ святых равноапостольных Константина и Елены. Сейчас этот образ находится в притворе Константина и Елены в кафедральном соборе. Дело в том, что эта икона обновилась частично. Господь так управил, что хозяйка этого образа, увидев происходящее с ним чудо, дала его мне, и икона более трех месяцев находилась у меня дома, а затем я передал ее в храм святителя Иоанна Златоуста, где она находилась в алтаре около двух недель, до собрания епархиальной комиссии, которая и постановила частично обновившийся образ до окончательного решения оставить в соборе. Так вот, обновление этого дивного образа происходило непосредственно на моих глазах, поэтапно, если можно так выразиться. К сожалению, я не видел его совершенно черным, каковым он попал в дом, из которого, уже с достаточно проявившимися очертаниями и даже надписями, образ оказался у меня. Я видел посветление и как бы усиление, пусть и незначительное, цветовой гаммы, и, несомненно, еще более обновился образ в алтаре прихода святителя Иоанна Златоуста. Окончательный вывод еще впереди — на все только воля Божия, как Он управит обновление этого образа, но по неизреченной Своей милости мне, маловеру, Всемогущий Господь дал возможность непосредственно свидетельствовать о чуде обновления. В связи с удивительным и чудесным проявлением на стекле Образа Спасителя в храме Всех Святых в Симферополе мне хочется рассказать один замечательный эпизод из своей жизни. Много лет назад, в 1971 году, я был в Москве у одной благочестивой, не знавшей мужа, женщины глубокой веры и смирения. Ныне это - престарелая инокиня Александра, живущая также в Москве, и я прошу всех ваших святых молитв за эту Божию женщину. Она была тетей моего одноклассника, я впервые приехал тогда в столицу, остановился у нее, и она возила меня по храмам в Москве, в Лавру, а также в семьи к верующим людям, священству, находящемуся на покое и другим подобным благочестивым христианам. Сами знаете, какие тогда были времена: иногда мы приезжали после условного договора, так, чтобы не знали соседи, не донесли в КГБ. Но Господь, по бесконечной Своей милости, дал мне увидеть много чудесных икон, древо от Животворящего Креста и многое иное, сохраняемое тогда по домам до времени из закрытых и порушенных храмов. В одной такой семье была удивительная девушка. Горбатенькая, тихонькая раба Божия, которая училась в реставрационных мастерских. В канун Святой Пасхи она решила расписать яички, и у нее ничего не выходило так, как она задумывала. И она искренне помолилась со слезами Спасителю. И вот на яичке появился образ Господа нашего Иисуса Христа. Причем он был точно такой же, как и на нашем стекле: как бы негативно, на фоне шелухой от лука золотистого цвета окрашенной скорлупы, словно сам собой выплывающий именно такой же образ во весь рост Спасителя. Когда я увидел Его на нашем стекле, сразу же вспомнил такой чудный эпизод в моей жизни. К сожалению, дальнейшая судьба ни этого пасхального яичка, ни этой милой невесты Христовой мне неизвестны, но я часто обращаюсь с благодарностью ко Всеблагому Всемилостивому Господу нашему Иисусу Христу, ко Пречистой Его Матери и Всем Святым за неизреченную благодать, посылаемую нам, грешным.