Сан матушки как продолжение логики абсурда «Жена да учится в безмолвии со всякою покорностью» (1 Тим. 2, 11) Вполне естественно, говоря о матушках - женах священнослужителей, начать все-таки с батюшек, т. е. самих священнослужителей. Само слово «батюшка», согласно Далю, означает: «родитель, отец духовный, поп». Ожегов добавляет: «ласково-фамильярное обращение к собеседнику». Опять же, исходя из Даля: «поп, в старину папин (общий корень со словом папа, т. е. отец) -человек поставленный, посвященный, рукоположенный». Таким образом, толкование слова «поп» как аббревиатуры «пастырь овец православных», имеющее нынче место, может быть и не лишено некоего юмора, но ни какой серьезной критики не выдерживает. Будучи широко распространенным прежде, слово «поп» в силу ряда обстоятельств стало мало привлекательным для современных верующих и практически вышло из обихода. Слово же «батюшка», опять же остается разговорно-просторечным, свидетельством этому тот факт, что на официальных документах ставится подпись: «иерей (или протоиерей) такой-то» или «священник такой-то», а не «поп такой-то» и не «батюшка такой-то». Итак, более или менее разобравшись с обращением к священнослужителю словом «батюшка» как простонародным, переходим, наконец, к слову «матушка». У такого непревзойденного знатока русского языка как Даль оно толкуется как обращение к пожилой женщине вообще, родной матери и даже (как это имеет место во многих русских деревнях на севере) к медведице. Жена священнослужителя под этим словом у Даля вообще не упоминается, но только «попадья, поповна, попадейка». В словарях Ожегова и современного русского языка читаем еще и «матушка - народно-поэтическое, в просторечии - жена священника или монахиня». Действительно, обращение к жене священнослужителя крайне затруднительно, главным образом, из уважения к сану супруга. В прошлом священников моложе 30 лет было чрезвычайно трудно встретить, а расхождение в возрасте среди супругов, православных вообще и священников особенно, было незначительным; потому обращение «матушка» воспринималось естественно. Тем паче, что попадьи отличались строгостью нравов, скромностью в одежде, многодетностью и прочими добродетелями. Сегодня же обращение «матушка» к двадцатилетней модненькой жене новоиспеченного иерея, не умеющей и читать по церковно-славянски, не рожающей по причине «неустроенности» детей и ходящей с «ястребиными» ногтями (по выражению старца Паисия Афонского), воспринимается, мягко говоря, странно. Необходимо так же отметить, что городское верующее население редко общается по окончании службы со священником и клиром, а тем более с супругами священников и дьяконов. Правда, в последнее время переселенцы из деревень, составляющие значительную часть приходов, а так же многочисленные неофиты считают естественным крутиться возле священства после службы, одолевая их в большинстве своем, яйца выеденного не стоящими проблемами и утомляя физически. Они-то и начинают отождествлять матушек не с семейным очагом священнослужителя, а с самим храмом. Такая «благодатная» почва, обильно орошаемая невидимой доселе резвой деятельностью матушек приносит и соответствующие всходы. Самомнение многих матушек растет как на дрожжах. Нелепая и по сути своей печальная практика поминания на проскомидии и ектиньях жен священников в «сане» матушек на самом деле противопоставляет их обычным людям. Разумеется, священнослужители, имеющие Таинство посвящения, как и царственные особы некоторым образом отличаются от остальных. Но если эту прерогативу распространять на матушек, то тогда естественно ее следует перенести на детей священников, и вообще на всех близких и дальних родственников, включая тещ и кумовьев. Некоторые священники, потакающие своим супругам в их растущей гордыне, ссылаются на заповедь о муже и жене как одном целом. Помилуйте, но в таком толковании можно до того дойти, что, не приведи Господи, матушки и в алтарь полезут. Можно, конечно говорить о преувеличении и даже надуманности «проблемы матушек», но достаточно посмотреть как активно, а порой и грубо, ведут себя на приходах жены священников, чтобы согласиться с существующим недоразумении. Касаясь обращения к женам священства, стоит затронуть и другую,весьма тесно связанную с первой, проблему обращения самих священнослужителей к пастве. На Руси исстари принято было называть собеседника, да и вообще человека, по- отчеству, в знак уважения к его родителю, если он жив, и в знак поминания, если почил. Обращение только по имени было естественным лишь к людям молодым, а сокращенно-уничижительное, вроде «Танька» или «Верка» бытовало лишь у низов общества. Сейчас своеобразной традицией у молодого духовенства стало обращение по имени и «на ты» к людям, годящимся им не то что в отцы и матери, а в дедушки и бабушки. Оправдание такой элементарной невоспитанности какой-то неведомой церковной традицией просто неуместно. А самое неприятное, когда богатые и влиятельные посетители храмов именуются с почтением, а порой и подобострастием по имени-отчеству и «на вы» в надежде получить от них материальную помощь. Очень часто это люди не просто молодые, но и порочные и не достойные сравнения с простыми, бедными, но сердечными и чистыми в помыслах бабушками, жертвующими на церковь порой и последнюю копеечку. Вот такое поведение батюшек с радостью берется на вооружение и матушками, а порой и семьей священника. По-человечески, конечно, вполне понятно желание батюшки иметь в приходах верного, надежного помощника, особенно когда дело касается финансов. Вроде бы, супруги подходят для этого как нельзя лучше. Но это лишь на мирской взгляд. Приход, храм - не частное владение, а достояние всех его членов в той же степени, что и настоятеля. Любой прихожанин может и должен участвовать в приходской жизни и знать, куда, зачем и в каком количестве потрачены приходские средства. Ныне же в подавляющем большинстве приходов, причем не только в селах или маленьких городках, но и в больших городах, матушки являются и старостами и казначеями и, что гораздо хуже, эдакими «духовными заместителями» своих освященных саном супругов. Это явление отнюдь не безобидно, оно органически становится в один ряд с «псевдостарчеством», «лжеисповедничеством» и прочими прелестями. «Проблема матушек» сегодня поражает размерами захваченных этой заразой территорий, а самое удручающее состоит в том, что ее старательно замалчивают. И причины этого равнодушия все те же - попытки постепенного превращения живого организма Церкви в церковную организацию. Сегодня так же актуально, как и восемьдесят лет назад звучат слова новомученика Михаила Новоселова о подавляющем большинстве наших иерархов: «Имея мирское представление о власти, они считают, что их основная задача в том, чтобы работа их внешнего церковного аппарата происходила гладко, а не в том, чтобы спасать души». Потому подлинно христианские, православные души и восстают против «возведения в сан» матушек, как и справедливо восставать против любого проявления апостасии в Церкви. Проблема поистине серьезная. Не зря бытует среди самого духовенства, особенно монашествующих, горький юмор, что матушка - нечто теперь среднее между иереем и протоиереем. Обращение «периферийных» иереев, а иногда и протоиереев, особенно с бедных приходе и потому боящихся наказаний и опалы к супругам могущественных и благочинных:«матушка благословите», с робостью, и чуть не с трепетом испрашивая должное или пустячное даже, является трагедией нашей церкви. А та же факты, как отказ старосты или свечницы выполнить благословение настоятеля или другого священнослужителя лишь потому, что это повлечет неминуемый гнев матушки, уже отдает ересью, причем доселе невиданной. Испокон веков делом матушки, особенно в селах и небольших городах, где паства теснее связана с батюшкой и часто посещает его на дому, является воспитание в страхе Божием, благоговении и почтении к православным святыням детей. Содержание в чистоте и порядке своего крова как малой Церкви, где подчас по необходимости происходят и Таинства, делать все, чтобы супруг-священнослужитель и внешним своим видом являл собою пример для прихожан - вот матушкино занятие, а не контроль за приходской жизнью или, Боже упаси, поучение паствы. Да исполняют наши матушки заповедь Святого Апостола Павла: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем». (1 Тим. 2, 12) Аминь. Георгий Гогонашвили Фонд "Искусство во имя Христа" Крым, 95000, Симферополь, ул.Гоголя,14