АТАКА ХАРИЗМАТОВ Не успела с крымского телевидения, претендующего на духовность, исчезнуть гадалка, позировавшая на фоне православных икон, как появился пастор - харизмат, решивший "исследовать" советский период Русской Православной Церкви. Причем объектом "ис-следования" стал один из наиболее спорных в среде историков и религиоведов момент эволюции взглядов святого патриарха Тихона на советскую государственность - от ана-фемствования большевиков в 1918 году до молитвенного призыва служить Советской власти в "Посмертном завещании" от 7.04.1925 г. Со слов пастора можно сделать вывод, что с приходом к власти большевиков в 1917 году христианство в России было уничтожено. Священников, утверждает он, подменили аген-ты НКВД, позже - КГБ, а верующие, в лучшем случае, были введены в заблуждение. За-тем следовал призыв вступать в ряды харизматов - как истинных последователей Христа - и реклама избавления от алкогольной и наркотической зависимости на служениях неопя-тидесятнической религиозной организации с указанием адреса Республиканского нарко-логического диспансера… Называя себя истинными христианами, последователи организации "Слово жизни" ос-корбляют религиозные чувства православных верующих, ставя под сомнение святость церковных таинств Русской Православной Церкви на протяжении 70-летнего периода ис-тории нашего государства, чем способствуют разжиганию религиозной нетерпимости среди христиан. Недавно на канале НТВ в программе "Намедни" демонстрировалась другая крайность - избиение харизматов сотрудниками милиции в одном из городов России. После ночи, проведенной в "обезьяннике", сектанты выходили побитые, но счастливые - "пострадали за веру". Общественная религиозная организация "Слово жизни" - неопятидесятническая, по всем признакам попадающая по определение "тоталитарная секта", сформулированное рос-сийским ученым Александром Дворкиным. Называясь протестантами, ее члены, с одной стороны, пытаются придать себе солидность, с другой - подстраховаться на случай кон-фликта с властями, чтобы пошуметь в прессе о притеснении свободы совести и гонениях на протестантов. Однажды вы можете стать свидетелями похожего на бродвейский мюзикл шоу. Если это не авангардная версия рок-оперы "Иисус Христос - суперстар", то знайте - это молитвен-ное собрание неопятидесятников. Пусть вас не смущает человек, похожий на массовика-затейника, бегающий с криком: "Иисус любит меня!" - это их священник. Но это только начало. Будут еще и "чудеса исцеления" посредством возложения рук. Гвоздь же про-граммы - "говорение на языках". Играет рок-группа, пританцовывают девушки группы поддержки, шоумен-пастор, подни-мая руки вверх, восклицает: "Мой спаситель жив! Аллилуйя!". "Аллилуйя!" - вторит ему зал, Постепенно слова молитвы переходят в невнятное бормотание. Кто-то катается в ис-терике по полу, кто-то впадает в состояние религиозного экстаза… Позже, придя в себя, они будут утверждать, что испытали "сошествии е Духа святого". Пятидесятники-старообрядцы критикуют своих собратьев за "отсутствие чинности и бла-гообразия". Американец Серафим Роуз тактично называл подобное состояние "психофи-зическим феноменом". Психиатры квалифицируют это как групповую истерию - глоссо-лалию - полусознательное истерическое бормотание и выкрикивание нечленораздельных звуков. Похожие состояния известны с древности, они встречаются по сей день в языче-ских экстатических культах, в Древней Греции "говорили на языках" сивиллы, пифии. В Азии нечленораздельное бормотание можно наблюдать у дервишей, впадающих в со-стояние транса либо религиозного экстаза. Харизматы утверждают, что "говорение на языках" есть признак присутствия Духа свято-го, ссылаясь при этом на день Пятидесятницы, когда апостолы, не зная других языков, проповедовали Евангелие. Разница в том, что они говорили на языках других народов, и те их понимали. Современные проповедники-харизматы, приезжающие к нам из-за грани-цы, общаются со своими братьями через переводчиков. Известны случаи, когда "исцелившиеся " на собрании харизматов наркоманы продолжали "говорить на языках" в местах лишения свободы, куда попадали за уголовные преступле-ния. Следуя логике пятидесятников, они были водимы "Духом святым". Во время групповых молитвенных собраний некоторых современных " общественных ре-лигиозных организаций" используются различные психотехники, способные вводить лю-дей в состояние гипнотического транса, и нам, врачам, следует быть осторожными, чтобы пациенты не попадали из одной зависимости в другую, возможно, более страшную… М.СЕГАЛОВ, врач-психотерапевт Республиканского центра здоровья.