СОН РАЗУМА РОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ "…у него мысел не такая как у нас с вами" П.К. Иванов. Труды. М.1992 с.16 В былинах и романах, в песнях и поэмах воспета народная мудрость, а вот о народной глупости почему-то вслух говорить не принято… Из дремучего леса, с всколоченными волосами до плеч и длиннющей се-дой бородой, выходит человек. Он воздевает руки к небу и что-то восклица-ет. Нет, это не леший. Это еще один "мессия", "богочеловек", Учитель и це-литель - Порфирий Иванов. Бытует мнение, что учение Порфирия Корнеевича Иванова - одна из раз-новидностей нетрадиционной народной медицины, основанная на закалива-нии организма посредством водных процедур, диеты и сближения человека с живой природой. Однако разберемся несколько подробнее, - что за всем этим стоит? Ведь известно, что каждый за кем-то идет. За кем шел, ступая босыми ногами по земле, П.К. Иванов? За кем идут обожествившие его по-следователи? Кому поклоняются паломники, посещающие ставшие культо-выми места, где обитал их "Учитель"? Родился П.К. Иванов 20 февраля 1898 года в Луганской области на Ук-раине в бедной многодетной семье. Отец его был шахтером, мать вела хозяй-ство, воспитывала восьмерых детей. Образование - четыре класса церковно-приходской школы. Молодость у Паршека проходила бурно. Революционе-ром он не был, однако неоднократно вступал в конфликты с законом из-за мелкого воровства и хулиганства. Неудивительно, что революцию он встре-тил радостно. Особенно по душе пришелся Паршеку воинствующий атеизм большевиков. Советская власть отменила Бога. Вступал в силу закон, сфор-мулированный Достоевским: если Бога нет, то я - Бог! Позже Иванов создает свою собственную религиозную систему, цен-тральное место в которой отводит Матушке-Природе и себе, ее избраннику, отождествляя себя то с Богом Отцом, то с Иисусом Христом. "Дважды Он во плоти был, - дважды на землю пришел, и никто Его не признавал. И в последний раз мы видели его страдания, видели поношения и всякого рода на Него гонения", - утверждают его последователи, кратко из-лагая суть своего вероучения. "Знаем, что держали его в тюрьмах и в психбольницах - хотели его так убить, как убили Его в первой жизни". (Иванов П.К., Учитель - "Паршек", 1980г.). Диагноз "шизофрения" был поставлен Иванову еще в 30-е годы. Не-однократно он госпитализировался в Ростовскую психбольницу, где ему оп-ределили первую группу инвалидности. В 1936г. полуголый, босой, он совершает паломничество в Москву, желая выступить с трибуны VIII Чрезвычайного съезда Советов. Задержанный со-трудниками ОГПУ, он препровождается на Лубянку. Чекисты признали в Иванове своего, "правильного" душевнобольного и препроводили его в пси-хиатрическую больницу, где он провел несколько месяцев. Затем, насильно постриженного и одетого, его, в сопровождении санитаров, доставили домой. Дату своего "озарения свыше" Иванов называет определенно - 25 апреля 1933 года. Он начинает усиленно изучать труды Маркса, Энгельса, Ленина, посещает лекции о вреде курения и табака. Во время войны Иванов жил на оккупированной немцами территории. Гитлеровцы приметили высокого косматого человека, ходившего раздетым в лютый мороз и обливающегося ледяной водой, и, видимо поняв, что к парти-занскому движению он отношения не имеет, поселили его на пищеблоке Днепропетровского отдела гестапо, пытаясь, видимо, понять "загадочную русскую душу". Иванов даже собирался ехать в Берлин на встречу с Гитле-ром. Шутливо немцы окрестили Иванова "русским богом". Видимо, среди оккупантов не нашлось специалиста в области психиатрии, знавшего о том, что у многих больных шизофренией отмечается снижение порога болевой и температурной чувствительности. (А. Дворкин "Сектоведение", с. ) После прихода Советской армии СМЕРШ также не преследовал Иванова за контакты с оккупантами, а Иванов даже любил позже рассказывать о сво-их военных подвигах, приписывая себе победу в войне. "Гитлера, Риббентропа и Геббельса Иванов знал как командиров-администраторов, - "взяв их головы, мозговую часть окружил, стал у них рыться своею мыслею" (История Паршека, т. I, сс. 226-227). В послевоенные годы Иванов зажил на хуторе Верхний Кондрючий, пере-именованный им в "Боги" (!). Завел большое хозяйство и полным ходом за-нялся целительством. После себя Иванов оставил множество рукописей, по которым можно бы-ло бы составить пособие для студентов, изучающих психиатрию. Ведь в чис-ле клинических признаков его диагноза присутствуют интерпретативный бред с идеями величия, нарушение причинно-следственных связей, разо-рванность мышления и прочее. Всенародная известность пришла к Иванову после публикации в журнале "Огонек" статьи С. Власова "Эксперимент длиною в жизнь". Тогда же поя-вилась и его широко известная "Детка", состоявшая из 12 правил здорового образа жизни и взаимоотношений "человек-человек" и "человек-природа". Принципиально нового и революционного ничего там не было. Об уме-ренности и вреде излишеств говорил еще Сократ, о пользе закаливания из-вестно со времен Гиппократа и Галена. Также ни для кого не секрет, что эко-логическая среда влияет на здоровье человека. Не указывалось в "Детке" лишь то, что во время обливания водой следует молитвенно воздымать руки к небу и просить у Учителя силу, здоровье и энергию. А это уже религиоз-ный ритуал. Далее следует проповедь первобытного общинного коммунизма и отказа от всех благ цивилизации. Вот что пишет об "ивановцах" президент Российского Союза закаливания и зимнего плавания, член-корреспондент Международной академии экологии и природопользования А.Н. Колгушкин: "… премудрость данного метода, судя по примитивизму и однозначности применения независимо от состоя-ния здоровья, возраста и пола идет от периода нашей дикости и упорно про-пагандируется мистиками-знахарями из клана ивановцев-порфиристов. Это извращение". (А.Н. Колгушкин, Закаливание, М. 1997г., сс.167-168). В этой же книге автор приводит примеры вредного бездумного обливания детей хо-лодной водой. В.Ф. Фролов в своей книге "Эндогенное дыхание - медицина третьего ты-сячелетия" (Новосибирск, 2001г.) открыто заявляет, что ледяная вода "сжи-гает сосуды" и приводит пример, когда известный хоккеист, стремясь под-держивать свое здоровье, принялся окунаться в ледяную прорубь, - через год резкое снижение функции надпочечников. Эксперт Вестника ЗОЖ А.А. Ло-щилин заявил, что видел Иванова, когда у него уже была гангрена нижних конечностей. (там же, с. 92). Старший научный сотрудник РЦЗ, доцент КГМУ В.К. Сосновский счита-ет, что методика обливания Иванова рассчитана на кратковременное стрессо-вое воздействие холодной воды на человеческий организм. Внезапное обли-вание не успевает вызвать охлаждение организма и болезнь. Постоянно об-ливаясь, можно достичь хорошего закаливающего эффекта, однако подобные систематические стрессы в течение длительного времени могут привести к истощению коры надпочечников и послужить причиной тяжелых заболева-ний". По сути дела, при кратковременном систематическом обливании холодной водой люди занимаются самолечением гормонами, со всеми вытекающими отсюда последствиями… Сам П.К. Иванов умер в 1983 году после тяжелой и продолжительной болезни. Будучи душевнобольным, он жил в мире своих болезненных переживаний и бредовых идей, возможно, искренне желая лю-дям добра и считая, что нашел простой и доступный рецепт счастья. Мир его праху! А вот его последователи, будучи людьми прагматичными, сознательно паразитируют на его ставшем легендарном имени. Заслуженный врач Украины Е.К. Денесюк в 1992г., будучи в Киеве, слу-чайно оказался свидетелем "конгресса" ивановцев-порфирьевцев под назва-нием "Научно-практическая конференция медицинских и педагогических ра-ботников Украины", - "Зберегти життя на Землі. Природне оздоровлення людини за Системою Учителя Іванова": "…Я недоуменно взирал на толпу полуголых людей, одетых в черные трусы до колен, бежавших в холодный октябрьский день по одной из цен-тральных улиц Киева. Шел мелкий дождь; меся босыми ногами уличную грязь, воздымая руки к небу, они выкрикивали молитвенные обращения к своему Учителю. Со стороны это выглядело нелепо, также как и выступления некоторых делегатов с трибуны, открыто заявлявших, что Иванов - Бог". Сама конференция проходила в актовом зале Киевского политехнического института. В программе ее звучали следующие темы: "Духовное воспитание подрастающего поколения", "Учение Учителя Иванова - новый путь эволю-ции человека". Среди делегатов - врачи, педагоги, представители техниче-ской интеллигенции. Одним словом - вчерашние выпускники советских ВУ-Зов, видимо, не отлично сдававшие в свое время "Научный атеизм": многие с научными степенями, кандидаты наук, профессора, даже зарубежные гости. В их числе - основатель Украино-немецкой академии "Цілісного природного лікування та екологічної медицини" из Мюнхена. Открывая конференцию, делегаты стоя пели Гимн, написанный самим Ивановым и положенный на музыку, удивительно напоминавшую "Интерна-ционал": "Слава Жизни" Люди Господу верили, как Богу, А Он Сам к нам пришел. Смерть, как таковую, изгонит, А Жизнь во славу введет. Где люди возьмутся на этом бугре, Они громко скажут слово, Это есть наше райское место, Человеку слава бессмертна! "…Отдаленно конференция напоминала областной пленум КПСС из на-шего недалекого прошлого. В ивановцах чувствовалась скрытая агрессив-ность и явная экзальтация…", - вспоминает Евгений Константинович. Съезды ивановцев проходят достаточно регулярно. Хорошо организован-но и профинансировано. В 1998г. подобная конференция проходила в Симферополе, при непо-средственном участии некоторых тогдашних сотрудников РЦЗ… Во многих городах России и Украины существуют клубы закаливания имени П.К. Иванова, семейные клубы и т.д. Несомненно, не все из тех, кто называет себя ивановцем, таковым и явля-ется, путая закаливание организма, польза которого известна с древних вре-мен, с по существу тоталитарной сектой… "Люди соберутся на Бугре, пропоют громко Гимн. Его слова - это есть Бог. Он должен прозвучать по всему миру, мир по всей Земле… Мое слово, должно оно жить в людях везде и повсюду…Смерть, она упраздняется, и на-родится в Природе Жизнь…В людях смерть, как таковую, мы своим делом изгоним, а жизнь во славу введем. На это люди найдутся, скажут слово! Это наше райское место, человеку слава бессмертна. Для этого в Природу при-шел Паршек. Он кричит на весь такой голос…Дух Святой накануне…" "Победа моя" Учитель "Детокуп" берет у закутанной в меха мамаши младенца и опускает его в ледяную воду. Исполняется весьма смахивающий на языческий ритуал "оз-доровления". Последователи психически больного человека, провозгласив последнего "святым", уводят людей в дебри дремучего язычества. Назад! К Перуну и Яриле! А там, сморишь, недалеко и до человеческих жертвоприношений. ЛИТЕРАТУРА: 1. Дворкин А.Л. "Сектоведение". Раздел 6, глава 20 "Порфирий Иванов и секта "ивановцев", сс.599-668. 2. Колгушкин А.Н. Закаливание. М., 1997г., СС. 167-168. 3. Фролов В.Ф. Эндогенное дыхание - медицина третьего тысячелетия. Но-восибирск, 2001г., с. 92. 4. В статье использованы материалы Научно-практической конференции ме-дицинских и педагогических работников Украины - "Зберегти життя на Землі. Природне оздоровлення людини за Системою Учітеля Іванова". Из личного архива Заслуженного Врача Украины Денисюка Е.К., за что автор выражает ему особую благодарность. М.В. Сегалов Врач-психотерапевт РЦЗ