Материаллы Республиканской Научно-теоретической конференции Седьмые Крымский искусствоведчиские чтения КОГОНАШВИЛИ Г. К. Музей современного христианского искусства ия. Г. Э. Бострема. Г. Э. БОСТРЕМ. ВЫСТАВКИ НА ЮГЕ. На четвертых Крымских искусствоведческих чтениях, в докладе о музее современного христианского искусства было очень кратко упомянуто о личности самого Георгия Эдуардовича Бострема, чьим именем этот музей назван. К сожалению, многие страницы его интереснейшей биографии, видимо, будут для нас вечными "белыми пятнами". И все же, некоторые события его жизни совершенно неожиданно и даже в деталях открываются нам в последнее Время. Известно, что Бострем в начале века какое-то время жил в Одессе, где закончил художественное училище и затем принимал участие в выставках независимых Художников. Этим весь "одесский период" и ограничивался. Благодаря главному библиотекарю отдела искусств Одесской Государственной Народной библиотеки Ольге Барковской эти годы Жизни Бострема обрели многие важные подробности. В этом году в Одессе вышел сборник материалов по истории авангардного искусства Одессы "Черный Квадрат над Черным морем". Барковская не только выступила в качестве его редактора, но ей принадлежат в нем наиболее, на мой взгляд, значительные статьи: "Одесса, 1901-1941: выставки, зрелища, Концерты" и "одесские независимые". Первое официальное упоминание о Бостреме, согласно сборнику, мы находим В 1914 году. "23 марта - 27 апреля Весенняя выставка Картин В Городском музее изящных искусств. участники: Альтман, Березовский, Биази-Мавро, Блох, Бострем, Брауншвейн, Белова, Волокидин, Гершенфельд, Голощапов, ПанилоВ, ДончеВ, Загороднюк, Инглези, Кальвинский, Кандинский, Кобцев., Константиновская, Кончаловский, Крихацкий, Крон, Куприн, Лентулов, Луппов, Малик, Манькевич, Марков, Марк, Машков, Мильман, Моеилевский, Моисеенко, Молочник, Мюнтер, Нещекин, Никифоров, Нитше, Нюренбере, Олесевич, Рождебственский, Рувинский, Сабсай, Салтанов, "Свемь", Стороженко, Фальк, Федоров, Фельдштен, Фоменко, Хост, Юхневич, Яругский. В Каталоге опубликованы искусствоведческие статьи, в частности, "О понимании Искусства Кандинского". Вот отрывок из статьи об этой Выставке в "Маленьких одесских новостях" за 25. 11. 1914г. Л. Думского: "... перед Вами громадное полотно Бострема. Называется "Симфония". Нарисовано... Сине-зеленое с пестрыми точками... Не то разбитое стекло в витрине. Не то план города Парижа... " Следующее упоминание о Бостреме относится К 1916 г. В том же музее, 6 ноября - 18 декабря. Благотворительная выставка в пользу приюта для детей воинов, участники: Акимовича, Бострем, Ганский, Гершенфельд, Гогуц, Гулаева, Долматова, Де-Нискр, Зибенштейн, Иванов, Кальвинский, Кальнинг, Кишиневский, Крихацкий, Кобзев, Конечный, Короповский, Малик, Маркузе, Мексин, Мель, Милев, Мищенко, Никифорова, Нилус, Нюренберг, Олесевич, Порубаева, Порубаев, Синайский, Сегаль, Соколини. Сыров, Френкель, Фоменко. (Иполянская, Юхневич, Ягги, Яффе. Состав, хотя и Весьма впечатляющий, но не такой грандиозный, как на первой выставке - в разгаре 1-я Мировая, многие художники покинули Одессу.посчастливилось Вернуться оттуда, хотя, как показывает практика, многие художественные ценности «зависали» на гос. дачах или Же украшали кабинеты парт, номенклатуры. С 1991 в. было Восстановлено авторское название «Вид на Могаби». как значилось в довоенных инвентарных книгах. В июле 1994 е. согласно приказа МК УКраины №369 от 15. 07. 94 Картина «Вид на Могаби» в числе других музейных предметов была передана на постоянное хранение В ЛДМ из АГДПМЗ. Долгий путь завершился Возвращением «на круги своя». Сейчас картина М. П. Боткина украшает зал «Семейная библиотека» экспозиции «Романовы В Ливадии».Имея теперь некое представление об Одесском периоде в творчестве Георгия Эдуардовича Бострема, мы, таким образом, можем свидетельствовать о том, что и после окончания своей земной Жизни Великий художнк-мистик остался верен себе, образно говоря, присутствием своих произведений делая выставки особенно значительными и интересными.